Разработка ППРК

В соответствии с требованием Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (далее - ФНП) утвержденных Приказом № 533 от 12 ноября 2013 г. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на ОПО с применением ПС должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями пунктов 159 - 167 ФНП.

Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР несет его разработчик.

Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается. Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР (пункт 101 ФНП).

ООО «ПРОМТЕХЭКСПЕРТ» предлагает следующие виды услуг в области проектирования:

Разработка проектов производства работ (ППР):

- ППР на подготовительный период строительства;

- ППР на возведение подземной части здания (сооружения);

- ППР на возведение нулевого цикла;

- ППР на возведение надземной части здания (сооружения);

Разработка проектов производства работ (ППР) с использованием ПС:

- ППР на производство строительно-монтажных работ с использованием башенных кранов (ППРк);

- ППР на производство строительно-монтажных работ с использованием стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на гусеничном и специальном шасси);

- ППР на производство строительно-монтажных работ с использованием грузопассажирских (грузовых) строительных подъемников;

- ППР на производство строительно-монтажных работ с использованием башенных кранов;

- ППР на производство строительно-монтажных работ с использованием фасадных подъемников;

- ППР на производство строительно-монтажных работ с использованием автомобильных подъемников, вышек;

Разработка проектов производства работ (ППР) на установку и эксплуатацию лесов:

- ППР на установку строительных лесов (хомутовых, рамных, стоечных, консольных лесов, а также лесов иностранного производства);

- ППР на установку защитных экранов из элементов строительных лесов (для уменьшения опасной зоны от возможного падения груза при работе башенных кранов);

   Расчет на динамическую нагрузку защитных экранов (в том числе выполненных из строительных лесов).

Пример (образец) ППР на выполнение строительно-монтажных работ с использованием башенных кранов (стройгенплан – горизонтальная привязка башенного крана, разрез – вертикальная привязка башенного крана)

башенный кран

Исходными материалами для разработки проекта производства работ служат:

- техническое задание на разработку проектно-технологической документации;

- проект организации строительства (ПОС), утвержденный в установленном порядке;

- техническое заключение по грунтам;

- технические условия заказчика на производство работ кранами в стеснённых условиях, вблизи действующих инженерных коммуникаций, а также в условиях действующего производства (при наличии);

- генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;

- необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ;

- материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции;

- требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства (пункт 1.15, РД 11-06-2007);

- данные по используемым грузоподъемным механизмам, оборудованию и инвентарю (наименование, марка, количество, паспорт, технические характеристики).

 

Проектом производства работ кранами (ППР) должны предусматриваться:

- соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

- обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

- условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

- условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях с применением соответствующих приборов и устройств безопасности;

- перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;

- места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;

- мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.).

- расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей, питьевых установок и мест отдыха;

- разрез здания на полную высоту, при положении стрелы крана над зданием (максимальный и минимальный вылет) и пунктиром - выступающих металлоконструкций крана при повороте на 180°;

- отметки верха, парапета и машинного помещения лифтов;

- безопасных расстояний от низа перемещаемого груза до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения (должно быть не менее 0,5 м, а до перекрытий и площадок, где могут находиться люди, не менее 2,3 м), а также высоты стропов (траверсы);

- безопасных расстояний от частей стрелы, консоли противовеса с учетом габаритов блоков балласта противовеса до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения;

- размеров наиболее выступающих в горизонтальной плоскости элементов здания или сооружения (карнизы, балконы, ограждения, эркеры, козырьки и входы) (пункт 1.2, РД 11-06-2007)

ППР и ТК должны иметь в своем составе раздел, связанный с организацией безопасного производства работ с применением ПС. Этот раздел должен включать следующее:

а) условия совместной безопасной работы двух и более ПС;

б) условия применения координатной защиты работы ПС (при ее наличии на ПС);

в) условия совместного подъема груза двумя или несколькими ПС;

г) условия перемещения ПС с грузом, а также условия перемещения грузов над помещениями, где производятся строительно-монтажные и другие работы;

д) условия установки ПС над подземными коммуникациями;

е) условия подачи грузов в проемы перекрытий;

ж) выписку из паспорта ПС о силе ветра, при котором не допускается его работа;

з) условия организации радиосвязи между крановщиком и стропальщиком;

и) требования к эксплуатации тары;

к) порядок работы кранов, оборудованных грейфером или магнитом;

л) мероприятия, подлежащие выполнению при наличии опасной зоны в местах возможного движения транспорта и пешеходов;

м) иные требования, изложенные в пунктах 101 - 137 настоящих ФНП и не вошедшие в текст данной статьи (пункт 163, ФНП).

 

Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с применением ПС на базах, складах, открытых площадках, в случаях, кроме случаев, указанных в пункте 101 настоящих ФНП, должны выполняться по ТК, разработанным в соответствии с требованиями пунктов 159 - 167 настоящих ФНП.

Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ТК несет ее разработчик.

Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ТК не допускается. Внесение изменений в ТК осуществляется разработчиком ТК (пункт 102, ФНП).

 

Пример (образец) технологических карт на погрузочно-разгрузочные работы с использованием автомобильных кранов

 

 

Пример (образец) технологических карт на выполнение работ с использованием автомобильных подъемников

Пример технологических операций при выгрузке грузов из автотранспорта грузоподъёмным краном.

Выгрузка грузов (кроме длинномерных) из транспортных средств (кроме железнодорожных полувагонов).

Рабочее звено - крановщик, стропальщик.

Порядок выгрузки грузов - схема 1.

Схемы установки крана - рис. 9 - 13.

Подготовка к производству работ:

а) Произвести установку крана так, чтобы при его работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении, транспортным средством, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1000 мм.

Кран необходимо установить на все имеющиеся опоры с учетом грузовых характеристик  используемого крана и массы поднимаемых конструкций.

б) Проверить исправность грузозахватных приспособлений и оттяжек.

в) Подобрать необходимые прокладки и подкладки для складирования груза (см. раздел 5 настоящих карт).

г) Проверить наличие свободных проходов к месту складирования.

Подготовка транспортного средства к разгрузке:

а) Подать транспортное средство в зону производства работ по сигналу специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

б) Транспортное средство надежно затормозить стояночным тормозом, при необходимости  установить под колеса тормозные башмаки.

в) Стропальщик открывает борта транспортного средства, находясь при этом сбоку открываемого борта и  устанавливает инвентарную лестницу к борту кузова транспортного средства, противоположному направлению перемещения груза, в зоне видимости крана.

г) Стропальщик поднимается в транспортное средство и осматривает груз, убеждаясь в надежности его крепления.

При проверке необходимо обратить внимание на следующее:

- груз не защемлен, не завален, не примерз и т.п.;

- на грузе отсутствуют незакрепленные предметы, которые могут выпасть при перемещении. Для труб большого диаметра необходимо убедиться в том, что внутри них отсутствуют лед, земля или какие-нибудь предметы;

- достаточны зазоры для пропуска строп;

- правильно закреплены грузы (перемещение одного груза не должно повлечь перемещение другого);

- масса груза (по маркировке и надписям) не превышает грузоподъемности крана.

По манипуляционным знакам уточняются требования к перемещению и складированию груза.

В случае выявления нарушений необходимо сообщить специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС, и действовать согласно его указаниям.

д) Стропальщик освобождает груз, предназначенный к подъему от крепежных деталей и приспособлений.

е) Стропальщик по характеристикам крана определяет возможность подъема груза.

ж) Стропальщик проверяет отсутствие людей в опасной зоне (включая водителя транспортного средства) и выставляет сигнальные ограждения.

Технологическая последовательность операций:

         - специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС, проверить установку крана и транспортного средства, убедиться в надежности затормаживания его, убедиться в том, что водитель транспортного средства покинул кабину, заглушил двигатель и вышел за границу опасной зоны  сделать запись в вахтенном журнале крановщика: “Установку крана на указанном мною месте в соответствии с технологической картой проверил. Выполнение работ разрешаю” и дать разрешение на производство работ;

         - крановщику опустить крюк крана на высоту, достаточную для беспрепятственного навешивания ГЗП;

         - стропальщику подобрать необходимую технологическую оснастку  согласно характеру и массе перемещаемого груза, навесить ее на крюк крана и подать команду крановщику переместить ГЗП к транспортному средству (положение 1 схема 1);

         - крановщику поднять ГЗП на высоту 500 мм выше встречающихся на пути предметов и оборудования и переместить ГЗП к транспортному средству, соблюдая соответствующие требования безопасности (см. раздел 4 настоящих карт) и опустить его на требуемую для беспрепятственной строповки груза высоту (положение 2 схема 1);

         - стропальщику подняться по инвентарной лестнице на транспортное средство (соблюдая установленные на предприятии требования безопасности см. раздел 4 настоящих карт), произвести обвязку груза в соответствии с правилами и схемами строповки, укрепить при необходимости оттяжку и подать команду крановщику произвести натяжение строп (положение 3 схема 1);

         - крановщику произвести натяжение строп, но не отрывать груз от площадки его укладки на транспортном средстве;

         - стропальщику проверить равномерность натяжения строп, осмотреть груз и убедиться в том, что он не завален и не защемлен, проверить отсутствие на нем незакрепленных предметов, спуститься с транспортного средства и подать крановщику команду поднять груз;

         - крановщику поднять груз на высоту не более 500 мм от уровня его укладки на транспортном средстве (положение 4 схема 1);

         - стропальщику убедиться в правильности строповки груза и надежности действия тормозов механизмов крана, выйти за границу опасной зоны, от возможного падения груза при перемещении его грузоподъемными кранами и подать крановщику команду переместить груз к месту складирования (установки);

         - крановщику поднять груз на высоту 500 мм выше встречающихся предметов и оборудования и переместить груз к месту складирования (установки) соблюдая соответствующие требования безопасности (см. раздел 4 настоящих карт) (положение 5 схема 1);

         - стропальщику сопровождать груз при перемещении, находясь за границей опасной зоны, от возможного падения груза при перемещении его грузоподъемными кранами и удерживая его (при необходимости) от раскачивания с помощью оттяжек;

         - крановщику подать груз к месту складирования (установки) и опустить его на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, где находится стропальщик (положение 6 схема 1);

         - стропальщику подойти к грузу, успокоить его колебания, сориентировать его надлежащим образом, проверить наличие и правильность установки подкладок (прокладок) под грузом (если таковые предусмотрены технологией производства работ) и подать крановщику команду опустить груз;

         - крановщику опустить груз на место укладки (установки), но не ослаблять натяжение стропов (положение 7 схема 1);

         - стропальщику убедиться в устойчивом положении груза и подать команду крановщику ослабить натяжение строп;    

         - крановщику ослабить натяжение строп и опустить крюк крана на высоту, обеспечивающую возможность беспрепятственной расстроповки груза;

         - стропальщику произвести расстроповку груза и подать крановщику команду поднять  ГЗП (положение 8 схема 1);

         - крановщику поднять ГЗП на высоту 500 мм выше встречающихся на пути предметов и оборудования и подать их к транспортному средству, соблюдая соответствующие требования безопасности (см. раздел 4 настоящих карт).