Проектирование крановых путей

 

ООО «ПРОМТЕХЭКСПЕРТ» выполняет проектные работы в области подъемных сооружений и строительства такие как:

 

 

ООО «ПРОМТЕХЭКСПЕРТ» выполняет комплексное обследование кранового пути (экспертиза промышленной безопасности).

Крановый путь — конструкция, воспринимающая и передающая крановые нагрузки на конструкцию крановой эстакады, здания, сооружения (наземный крановый путь), на грунтовое основание (наземный крановый путь) и обеспечивающая безопасную работу крана на всём пути его передвижения.

Надземный крановый путь - крановый путь, опорные элементы которого опираются или подвешиваются на несущие строительные конструкции (стены, колонны, балки, фермы и т.п.).

Комплексное обследование крановых путей - комплекс мер по анализу и оценке технического состояния и качеству обслуживания крановых путей.

Паспорт кранового пути - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии разработчика и изготовителя, значения основных параметров и характеристик кранового пути, а также сведения, которые вносятся в период его эксплуатации и отражают текущее техническое состояние.

 

Допускается не составлять паспорт на наземный крановый путь с периодом эксплуатации пути на объекте менее 24 мес.

Реконструкция - изменение конструкции кранового пути, касающееся перераспределения и изменения нагрузок, вызывающее необходимость внесения корректировки в паспорт кранового пути (например, изменение типа опорного элемента, рельсов, тупиковых упоров и т.п.).

Рельсовый путь для опорных и подвесных ПС на рельсовом ходу (исключая железнодорожные краны) должен соответствовать требованиям, приведенным изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации и паспорте ПС. (п. 202. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", далее - ФНП)

Рельсовый путь должен обеспечивать свободный, без заеданий проезд установленных на нем ПС на всем участке их следования.

Проект на крановые пути разрабатывает специализированная организация, имеющая аттестованных специалистов.

Разработка проектной документации на наземные крановые пути осуществляется на основании технического задания. Состав технического задания приведен в приложении Е СП 12-103-2002 «Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация».

В техническом задании должно учитываться требования проекта организации строительства (ПОС), проекта производства работ (ППР) и материалов (результатов) инженерно-геологических изысканий.

Устройство кранового пути выполняется по проектной документации, разработанной специализированной организацией в соответствии с требованиями ФНП, Правил устройства электроустановок и СП 12-103-2002.

СП 12-103-2002 устанавливает требования к проектированию, устройству и безопасной эксплуатации крановых путей, а также по обеспечению безопасности при эксплуатации кранов на крановых путях.

Проектирование крановых путей осуществляется, как правило, в одну стадию в соответствии с требованиями государственных стандартов, строительных норм и правил, ФНП, ЕСКД, СП 12-103-2002 и других действующих нормативных документов.

Состав и содержание проектной документации на устройство и эксплуатацию кранового пути регламентируются общими требованиями ГОСТ Р 51248.

В состав проектной документации входят:

- выкопировка из стройгенплана;

- проект кранового пути;

- паспорт кранового пути;

- проект производства работ на устройство кранового пути;

- проект на устройство переезда через крановый путь для наземного  транспорта (при необходимости);

- требования по эксплуатации кранового пути.

Проект кранового пути должен содержать:

- план кранового пути с указанием основных размеров (ширины колеи, длины пути и участка для стоянки крана);

- конструкцию нижнего строения (включая водоотводное устройство);

- конструкцию верхнего строения;

- типы и физико-механические характеристики грунтов и используемых материалов;

- конструкцию тупиковых упоров, отключающих устройств, лотков и настилов;

- тип рельсов, тип опорных элементов и нагрузку на рельс от колеса крана;

- расстояние между опорными элементами;

- способ крепления рельсов между собой и к опорным элементам;

- конструкцию подкладок и упругих элементов;

- зазор между рельсами;

- величины продольного и поперечного уклонов;

- конструкцию, схему и описание заземляющего устройства;

- минимальный допустимый радиус кривой для криволинейных участков пути (при их наличии);

- указания о месте монтажа крана;

- конструкцию переездов через крановые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);

- допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации планово-высотных положений рельсовых нитей кранового пути;

- программу и методику испытаний кранового пути;

- пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений (в том числе, на какую интенсивность атмосферных осадков рассчитаны водоотводные устройства);

- ведомость спецификаций.

 

Разработка проектной документации на надземные крановые пути осуществляется на основании технического задания и с учетом РД 50:48:0075.03.05«Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей»
В соответствии с ГОСТ 2.103 проект включает следующие этапы разработки конструкторской документации:

- разработка технического задания;

- разработка технического предложения или эскизного проекта;

- разработка технического проекта;

- разработка рабочей конструкторской документации.

При разработке этапов, содержание входящих в них разделов при необходимости допускается объединять между собой, или вводить новые разделы.

Проект на крановый путь содержит:

- рабочие чертежи (планы, разрезы, узлы и детали элементов и конструкций кранового пути, чертежи на комплектующие, а при необходимости, на установку путевого оборудования);

- технические условия (ТУ) по устройству и эксплуатации;

- прочностной расчет пути и его элементов;

- расчет устойчивости элементов с учетом сложного сопротивления (вертикальный, горизонтальный изгиб и кручение);

- расчет тупиковых упоров;

- рабочие чертежи устройства заземления.

В проекте путей приводятся предельно допустимые отклонения, как при устройстве, так и при эксплуатации пути с указанием базы отсчета: грань, ребро, поверхность и т.д.

 

Комплексное обследование кранового пути проводится специализированной организацией, которая должна:

- быть независимой по отношению к владельцу крановых путей и контролирующих органов, способных повлиять на принятие технических решений;

- иметь лицензию (разрешение) на данный вид деятельности;

- обладать квалифицированным кадровым персоналом;

- обладать необходимыми техническими средствами;

- иметь в пользовании руководящие и другие нормативные документы.